Почему полиграфические материалы печатаются на листах бумаги таких странных размеров

03.08.2021

Форматы бумаги для печати

 

Если посмотреть на размеры бумаги, которая используется для печати буклетов, брошюр и прочей рекламной полиграфии, то может показаться странным один занятный факт – стандартные размеры листов, которые используются в печати, имеют некруглые величины. Например, самый распространенный и активно используемый формат полиграфических материалов – А4. Он имеет размер 210 на 297 мм. Вам не кажется странным, что он установлен не ровно 30 см?! Ведь так же было бы гораздо удобнее!

На самом деле не все так просто. Все дело в том, что таковы стандарты и прикладная математика в применении к тем самым листам бумаги. Дело в том, что наиболее распространенным в мире форматами бумаги считаются листы, соответствующие требованиям стандарта ISO 216. В России эти же размеры приняты стандартом ГОСТ 2.301-68. Это наиболее популярный, востребованный и используемый стандарт. И самое важное – на него ориентируются не только производители бумаги, но и аксессуаров. Все канцелярские товары, размеры многих сумок и прочего также заточены именно под эти размеры. Так неужели нельзя было сразу договориться о круглых размерах?

Дело в том, что размер А4 получается путем последовательного деления и уменьшения одной из сторон, начиная с формата А0. Формат А0 же имеет размеры 1189 на 841 мм. И далее, для каждого формата последовательно уменьшается в два раза большая сторона. Так, А1 уже имеет размер 841 на 594 мм и так далее, вплоть до А8 размером 74 на 52 мм. Именно в этом заключается логика изменения размеров – каждый следующий по площади в два раза меньше, чем предыдущий. Поэтому в одном А0 – два А1, в одном А3 – два А4. А в одном А4 – два А5. При этом никаких обрезков и отрезков не остается, все идет в дело.

Особенность размера А0 1189 на 841 мм заключается в том, что его площадь составляет ровно один квадратный метр. Ну и почему тогда было не взять просто стороны размером 1 метр и потом делить их пополам, скажете вы? Но тут в дело вступает математика. Еще в XVIII веке было доказано, что соотношение сторон 1: 1.4142 (корень квадратный из 2) обладает «магическими» свойствами – такие листы можно сколь угодно много раз масштабировать, уменьшая их и сохраняя при этом кратное соотношение сторон.

Этот момент оказывается очень важным для полиграфии. Дело в том, что раз листы можно сколь угодно много масштабировать и при этом соотношение сторон не изменяется, то можно извлечь максимум пользы из одного печатного листа – при правильной верстке, он весь заполнится информацией и пойдет в дело. А, следовательно, не будет потерь материала и лишних затрат. Кроме того, это очень удобно – так как позволяет планировать печать и последующую фальцовку, биговку и разрезание листов бумаги в процессе печати брошюр и каталогов.

Именно соблюдение размеров приводит к тому, что заказ печати полиграфических материалов, имеющих нестандартные размеры листов, обходится значительно дороже. Даже если вы увеличите размер стороны на пару миллиметров, это приведет к тому, что материал не впишется в оптимальный формат. Придется брать бумагу большего размера. Потом ее будет нужно обрезать под ваш формат и значительная часть листа просто будет выброшена, так как она не нужна из-за выбора нестандартного размера. Все это увеличивает затраты на материал, а также на дополнительные операции по настройке оборудования, резку и так далее. Отсюда вытекает увеличение цены.

Кроме того, в дальнейшем с такими нестандартными материалами оказывается неудобно работать. Самое простое – брошюра нестандартного размера не помещается в стандартной сумке, так как она больше нее. Вот и получается, что стандарты бумаги придуманы не просто так и при печати полиграфической продукции надо их знать и использовать.

Другие статьи

не загружается